Марийское моление

Марийское моление

«Шнуй тулолма шыкш – Дым жертвенных костров»

02-2

Осенью каждого года в финно-угорской республике Марий Эл проходят Всемарийские моления приверженцев Марийской Традиционной Религии. Последнее моление состоялось 18 октября 2015 года в священной роще Пӱнчеран ото, рядом с деревней Яҥгранур. На нем собралось около двух тысяч человек. На него приехали паломники как из разных районов Марий Эл, так и из Башкортостана, Татарстана, Нижегородской, Кировской и Костромской областей, из Москвы и Минска. Это подтверждает слова марийских картов о том, что всемирные моления объединяют весь народ мари, всех осознанных финно-угров, которые собираются со всех уголков необъятной России.

03-2

Васли Тумаев, участник моления. Цикма.

На входе висит табличка – Святая роща – Кӱсото. Это значит, что в этом таинственном для всякого городского человека пространстве есть запреты и надо уметь себя вести:

Сюда нельзя просто так заходить, праздно отдыхать, ломать ветки и рубить деревья, жечь костры, приходить с животными. Молебные рощи посещаются приверженцами Марий йӱла – марийской религии в определенные праздники и дни. Но и в эти дни существуют определенные табу. Например, сюда нельзя заходить женщинам в известный период. Табу здесь, конечно же, и алкоголь, и мусор – и все гости отмечают, в Кӱсото действительно всегда поразительная чистота.

04-2

Мамаев Вячеслав Михайлович, главный онаеҥ Сернурского района возглавляющий ежегодные моления на священной горе Чумбылат в Кировской области

Бывают родовые или семейные моления, бывают моления жителей того или иного села, сельской общины, а бывают моления республиканского масштаба, всемарийские. Сегодня именно такое моление – Тӱня Кумалтыш. Это моление всех марийцев, куда приезжают люди не только из Марий Эл, но и из других земель. На Тӱня Кумалтыш в роще выбрано 5 «онапу» рядом с которыми оборудовано 5 кострищ.

Всё по солнцу, основной – Тӱҥ Юмо – Бог-творец, далее – Мланде Ава – Земля-мать, дух земли. Шочын Ава – Мать-рождения, дух, покровительствующий рождению жизни, защищающий её. Мер Юмо – дух, регулирующий общественную жизнь, покровитель общины, Курык Кугыза – дух, судья, распорядитель справедливости.

05-2

Василий, фермер. Кукмарь

Что такое «онапу»? Это Душа Кӱсото – священное дерево, ну то есть дерево-алтарь, дерево-как антенна, через которое проходит мостик-связь между нами и Богами.

Наши карты-жрецы центром моления выбирают именно его. На разных молениях и в разных Кӱсото бывает разное количество онапу.

06-2

Иван Богомолов, художник. Йошкар Ола

Мы семьей каждый год на моление ездим. Традиция почитания предков в нашей семье привита сызмальства, свято чтили завет и оберегали рощи. У меня в памяти сохранилось семейное моление в кӱсото «Пактек корем» в 1970 году. Обряд с жертвенным даром вёл карт, наш сосед Элыксандр Кочай. В то время традиционная религия была под запретом коммунистов ,по этому у нас только родовые, семейные моления проходили.

Всемарийские осенние моления проводятся поблизости от нашей родной деревни Кукмарий каждый год, в рощах: «Чокмото», «Тумньымучаш ото», «Нурсола Ош Куэр ото». Здесь берут начало истоки рек: Кундыш, Ӱшӱт, Шуй, Немда.

Утренние напутственные слова нашей мамы о благостном проведении молении всегда в радость и придают бодрость духа нашей большой семье.

07-2

Работницы мастерской одежды «Сайвер». Йошкар Ола

Мы привезли на моление льняную одежду с традиционной марийской вышивкой. Это все наша мастерская «Сайвер» делает. А рядом, при входе в Кӱсото, деревянное строение издалека напоминающее часовню. Про него все новички нас спрашивают. В нем находится Казначей – которому каждый желающий может принести пожертвования. Как и всякая традиционная религия наша Марий йӱла имеет свою кассу.

Деньги как всегда идут на благотворительные цели – для покупок инвентаря. Наверняка котлы чугунные в Чебоксарах покупают, на транспортные расходы нужны деньги и на другие нужды. Для организации следующих всемарийских осенних молений.

Будете в Йошкар Оле, заходите в нашу мастерскую на Подольских курсантов д.14А!

08-2

Жительницы ближайшей округи

Узнав, что в нашей священной роще, рядом с деревней, будет проводиться всемарийское моление, мы отправилась сюда, не раздумывая. Это традиция наших семей, нас родители с детства приучили. Принесли традиционные угощения и жертвенного гуся, благодарить Бога за милость к нашим мольбам.

09-2

Бушков Руслан Аркадьевич, историк и этнограф. Казань

Я приехал из Казани. По профессии и призванию я историк и этнограф. Изучаю финно-угорскую историю Поволжья. Когда сюда проникли древние тюрки, их в принципе было всего несколько тысяч воинов-всадников. Недавно по телевизору смотрел передачу, снятую в Болгарии, кто такие булгары. Все знают, что часть булгар из земель нынешней южной Украины ушла на Дунай, а другая на среднюю Волгу. Они всегда говорили – мы булгары, а вы местные. Известно, что булгары называли наших финно-угорских предков черемисы. В переводе с древнетюркского чира, чирмыш означает «местный». Черемисы это «местные люди». Потом это стало означать «ополченец», «воин». Черемисы очень воинственный народ, марийские воины вместе с мордвой составляли 30% войска Московского царства в 15-16 веках. Эту мысль я буду раскручивать в моих новых книгах по истории марийского народа.

10-2

Велемудр, славянский родновер. Киров

Я из соседнего Кирова. У нас там славянская община. Заканчиваю исторический факультет ВятГГУ. Думаю, что Марийский край – это настоящая языческая жемчужина России. Марийская традиционная религия это уникальное богатство, которое необходимо не просто сохранять, а широко популяризировать. Как для самих марийцев, так и для нас русских. У нас в Кировской области много обрусевших марийцев. Знаете, что меня больше всего поразило в марийской традиционной религии? Я сразу обратил внимание, что это единственная религия в России, в которой ее адепты молятся за всех своих соседей, и вообще за весь мир. Я думаю, что во время моления происходит общение, диалог молящихся и Богов.

11-2

Справка

Марийская традиционная религия в 21 веке продолжает играть важную роль в жизни современного марийского общества. Она, будучи национальной верой для всех мари, интегрирует людей из разных регионов, часто напрямую не связанных с политическим центром, ядром – Марий Эл, в единое целое. Участники молений никогда не подразделяются по месту проживания, все они – «ош мари, чи мари», «белые марийцы, чистые марийцы», дети Ош Поро Кугу Юмо, Великого Белого Бога. Общемарийский и даже общефинно-угорский аспект здесь главенствует над локальными различиями.

12-2

А карты и онапу – всего лишь проводники, через которые молитвы людей передаются на Небо к Юмо.


13-2 14-2 15-2 16-2 17-2


 

Вам также понравятся эти публикации:

Последние Язычники РоссииМарийская Масленица

 

 

 

 

 


 

черточка

Друзья. Вы всегда можете сами предложить мне к публикации свои тексты, как и другую свою помощь. Так же я буду рад финансовой поддержке от вас, времена тяжелые, сами понимаете, а сайт все же требует некоторых затрат, так что любые 100 рублей для меня не лишние. Так же я буду рад распространением ссылок на этот сайт везде, где это актуально, если вы предлагаете где то к прочтению этот материал, я так же буду благодарен, если вы уведомите об этом меня. Вот как то так.

 

comments powered by HyperComments

440 просмотров

НАПИШИТЕ НАМ

Пишите вежливо. За этой стороной экрана сидят тоже живые люди.

Sending

Log in with your credentials

Forgot your details?