Теургия

теургия

Теургия

Андрей Сова

Андрей Сова

В предыдущем посте, посвященном Герметической традиции, я обещал поведать о Теургии, о которой герметики всех сортов и видов столько говорят. Практически невозможно в двух словах объяснить этот термин. В современном мире он предельно многогранен. Буквально переводясь как «Божественное делание», в разных традициях Теургия понимается по-разному. О ней писали и античные философы, и христианские мистики, и наши почти современные русские философы, как тот же Бердяев. Я попробую максимально кратко объяснить, что это такое с позиции язычества, так как изначально Теургия была именно языческой практикой. Для этого нам придется углубиться в историю. Примерно туда же, куда и в прошлый раз – в позднюю античность. Сегодня мы будем говорить только о Теургии в исторической перспективе. Следующий пост будет посвящен ее практике и философии в современности.

Исторически Теургия появилась как некий синтез античной магии, мифологии и философии. Эта практика, в первую очередь, обращена к Богам, однако, рассматривает их не так, как это делают архаические мифы. Если мифология оперирует символическим, поэтическим, но вместе с тем достаточно буквальным языком, то Теургия в своей теоретической части обращает внимание на философское истолкование сущности Богов.

В основе античной Теургии лежит труд неоплатоника Ямвлиха Халкидского, жившего в 3-4 веке нашей эры. Во всяком случае, он является основоположником, поэтому на учении Ямвлиха я остановлюсь чуть подробнее. Свои основные идеи он изложил в работе «О египетских мистериях». Там он разбирает, собственно, что такое теургия, зачем она нужна, и с какими сущностями имеет дело. Согласно его пониманию, буквально слово «теургия» может переводиться как «божественное делание», или «божественное дело».

Сам Ямвлих видел теургическую практику, следующим образом: Есть непостижимая божественная сущность – Единое. И оно вступает в самые разнообразные отношения, проявляет себя во всем многообразии мира, а, следовательно, и почитается как собирательный и бесконечно разнообразный; и, таким образом, можно говорить не только о Едином Боге, но и о множестве богов (надо сказать, христианство в то время уже было хорошо известно, поэтому некий налет христианской теологии в данном случае – норма). – Его философия как бы примиряет моно- и политеизм. Помимо Богов в его иерархии сущностей существуют также и Ангелы, Демоны, Герои и многие другие существа, которых можно призвать при нужде в мир.

Читайте также  "Славянское новоязычество". Отличие подходов

Главное в Теургии – это стремление ввысь, к умопостигаемому огню: «который, [как пишет сам Ямвлих], на самом деле, выступает как истинная цель всякого предвидения будущего и всяческой теургической деятельности». Меня всегда в античной философии смущало слово «умопостигаемый», но потом мне кто-то объяснил, что это как раз вещи не особо доступные рациональному уму.

Если чуть проще, то практика Теургии заключается именно в присоединении к божественному потоку. Таким образом теург как бы преображает свою природу в соответствии с замыслом Великого Духа и возносится в эти самые умопостигаемые высоты. Фактически, если утрировать, то Теургия ведет к максимальной реализации души через определенным образом выстроенные отношения с Божественным.

На практике Теургическое искусство, как писал Ямвлих, заключается в следующем: «Отыскивая подобающее каждому богу на основании общности с ним вместилище, [теург] часто соединяет камни, травы, животных, благовония и другие подходящие священные, совершенные и божественные предметы и затем готовит из всего этого вполне совершенное и чистое вместилище для богов» – Таким образом делаются всевозможные статуи, на основании этого выбираются жертвоприношения, строится ход ритуала. Очень много об этом писал учитель Ямвлиха Порфирий, особенно в своем трактате «Об изваяниях». Была в античности определенная практика так-называемого «оживления статуй». Именно неоплатоники теоретически обосновали известную идею о том, что в теургической практике обязательно должно быть некое «тело» для утверждения божественной энергии в материи. Такими методами теурги вступают в единение с Богами.

И через единение с Божественными силами теург фактически выходит за пределы человеческой природы. Теург, как писал Ямвлих: «благодаря силе неизреченного повелевает космическими предметами уже не как человек и не как тот, кто обладает человеческой душой, но становится выше своей собственной сущности, как тот, кто до этого был причислен к божественному чину». Таким образом душа практика очищается и занимает свое место в умопостигаемом мире вместе с божественными силами.

Читайте также  О добыче язычества

Так, Порфирий в своих работах, анализируя орфический гимн Зевсу, делает вывод, что Зевс – суть обозначение всего Космоса. Он представляет Богов как некие (довольно абстрактные) силы, обладающие вполне конкретными качествами. Так Гестия в его работах предстает управляющей силой земли, а Персефона – суть та сила, которая заложена в семенах для их дальнейшего произрастания.

comments powered by HyperComments

Опрос недели



545 просмотров

18+

© paganka.blog - портал современных язычников России. Использование материалов paganka.blog возможно только с согласия правообладателей. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.    

Log in with your credentials

Forgot your details?