Проблемы жречества в современном язычестве

Пролог

Teiwaz Hagal

Автор: Teiwaz Hagal

Начиная эту сложную и безусловно острую для современности тему, я решил начать с собственного примера. Да, вопрос Жречества для меня очень личный, и я не стану придерживаться академической манеры изложения.
Младшее жреческое посвящение я получил в 2010 году. И одной из сильнейших эмоций, которую я испытывал первые пару лет после этого, был стыд. Мне было СТЫДНО говорить людям, что я Жрец, хотя я им был — мне казалось, что я не оправдываю этого высокого статуса. Пройдя обряд посвящения, я был безмерно горд, но в то же время чувствовал себя самозванцем; боялся, что если кому-то скажу о том, кто я — уроню авторитет всего жречества.
С тех пор я общался со многими Жрецами как своей, так и других преемственностей. И я узнал, что был совсем не одинок в своих чувствах. Не чванливую гордость, но непосильную ответственность обычно чувствуют те, кто принимает свое первое посвящение.

Возможно, это небольшое вступление поможет лучше понять, почему я с таким открытым пренебрежением и враждой отношусь ко многим рассуждениям на тему жречества, и некоторым людям, которые именуют себя «жрецами».

О легитимности современного жречества

Бесспорно, самым острым и сложным вопросом по теме была и остается легитимность. И этот вопрос, как правило, решают одним из двух способов, каждый из которых по своему нелеп и трагичен. И я не стану стесняться в выражениях, называя приверженцев этих двух подходов геронтофилами и отарой.

Первые подобострастно воздыхают по тысячелетней преемственности, видимо полагая, что если пустую коробку передавать из рук в руки достаточно долго, то со временем в ней само собой появится некое ценное содержимое. Они же, видимо, думают, что если начало их преемственности не известно даже им самим и окутано ореолом загадочности, значит, их преемственность настоящая. Да, мы говорим о религиозных воззрениях, но это не значит, что следует отказываться от здравого смысла — мы же не христиане!
Древность преемственности косвенно доказывает ее серьезность, но совершенно ничего не говорит о ее сакральном статусе. Если в некой семье в течении восьми поколений, от отца к сыну передается некий запечатанный конверт — это говорит только о том, что семья серьезно относится к этой традиции. Но сам факт восьмикратной передачи не дает повода думать, что в конверте карта сокровищ, а не какой-нибудь похабный анекдот.

Вторые даже не пытаются искать сакральный смысл, а вульгарно низводят Жреца до уровня деревенского старосты. О Богах в таких общинах речи не идет — в лучшем случае они толкуют про археологию и этнографию, в худшем — про славяно-арийские веды. Но оно и понятно, ведь «жреца» они выбирают по тому же принципу, что и тамаду на свадьбу — хорошо поставленная дикция, организаторские способности и знание народных обычаев. Близок этот человек к Богам или нет, у них даже спросить неприлично — главное, чтобы солидно выглядел и интересно рассказывал.

Оба подхода вызывают смешанные чувства — смех, жалость, отвращение…

В разных традициях на Жрецов возложены разные функции, но есть некий общий знаменатель, который объединяет всех нас; есть общая платформа, на которой стоит все жречество мира: Жреца выбирают не люди, но Боги.

То есть, если бы в некой общине выбрали «жреца» методом жеребьевки — в этом и то можно было бы углядеть больше сакрального смысла, чем в назначении «жрецом» самого старого или самого знающего.

О пророках и основании преемственности

Из вышеизложенного проистекает логичный вопрос — откуда же берутся Жрецы?
Когда язычники не знают, откуда что-либо взялось, они говорят: «Это было очень давно». И вроде бы такое объяснение всех устраивает, но есть и более логичная версия — всякая жреческая преемственность начиналась с одного человека, который утверждал, что один из Богов спустился к нему, положил на плечо свою божественную десницу и сказал: «Избранник мой — ты будешь проводником моей воли!» И этот избранный, пророк, посвящал первых Жрецов, чтобы те посвятили других.

Понятно, что способов проверить если не истинность, то хотя бы искренность слов такого «пророка» не много — особенно у человека, который делает первые шаги в язычестве. Тем не менее, можно перечислить типичные ошибки шарлатанов. Отсутствие этих «типичных ошибок» еще ничего не гарантирует, но показывает, что человек хотя бы понимает, о чем он говорит; понимает, что такое жречество, и кто такой Жрец.

Самопосвящение. Нет и еще раз нет! Не существует никаких самопосвященных Жрецов — Жрец всегда получает посвящение либо от Пророка, либо от другого Жреца. Провести ритуал самопосвящения, конечно, можно, но это то же самое, что самому себе выдать диплом об окончании института или самому себе присвоить воинское звание — дело не только не легитимное, но и наказуемое.

Посвящение, принятое от Богов. Тоже нет — Боги не дают прямых посвящений. Если и существует практик-одиночка, который хочет стать Жрецом и достоин этого в глазах Богов — Боги приведут его к существующей преемственности. То есть, если последователь долго и упорно доказывает своими делами, что он достоин быть Жрецом, он может добиться того, что Боги укажут ему, через кого он может принять посвящение. Укажут на Жреца, а не дадут посвящение сами.

Жречество как синоним связи с Богами. И снова нет — то, что человек слышит Богов еще не делает его Жрецом. Верно и обратное — если человек получил посвящение, это еще не гарантирует того, что он на следующий день начнет слышать своего Бога. Если я разговариваю с директором некой компании — это не значит, что я в этой компании работаю или мог бы работать, если бы захотел. И если я работаю в некой компании — это еще не значит, что ее директор будет со мной о чем-то говорить.
Короче говоря, утверждение «я слышу Бога и приношу ему жертвы» – не тождественно утверждению «я Жрец этого Бога».
Конечно, любой последователь, собственноручно совершая жреческий ритуал, считается Жрецом от начала и до конца этого ритуала, но это уже отдельный сакральный вопрос, выходящий далеко за пределы данной статьи.

И еще раз: прямое посвящение от Богов получает только Пророк — человек, которого Боги избрали для основания новой преемственности. Жрецами являются только те, кто получил посвящение от Пророка или от Жреца из основанной Пророком преемственности. Все остальное в сакральном смысле жречеством не является. Все остальные – самопровозглашенные, выбранные на общем собрании или назначенные религиозным лидером — не Жрецы. И не важно, как много они знают о своей традиции; не важно, как хорошо они читают и пишут на любом древнем языке; не важно, как пафосно цитируют целые страницы из языческих первоисточников. Без посвящения все жреческие атрибуты — профанация.

comments powered by HyperComments

787 просмотров

НАПИШИТЕ НАМ

Пишите вежливо. За этой стороной экрана сидят тоже живые люди.

Sending

Log in with your credentials

Forgot your details?