Опрос язычников 2014 года

У всех на слуху слово «неоязычество», о нем часто говорят так, будто это цельное явление или единое движение. Порой так рассуждают и сами язычники. Чтобы показать, как многогранно современное язычество, насколько разные взгляды и люди объединены этим названием, а так же ознакомить читателей с основными чертами разных течений язычества, мы провели лидеров и активистов из славянского, кельтского язычества, викки и асатру. В качестве предисловия я здесь перечислю тех, кто был нами опрошен:

Вадим Казаков – жрец «Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры»
Linnen  – создатель портала Druidism.ru, глава Общества Исследования Кельтского Наследия «Fidnemed»
Волхв Иггельд (Дмитрий Гаврилов) – Действительный участник PFI с 2009 года, один из создателей международного общественного движения «Круг Языческой Традиции» и его совета с 2002 года
Сигурд (Андрей Соловов) – годи годорда «Скибландир», национальный координатор PFI в России с 2014 года
Белояр (Максим Ионов) – глава «Союза Славянских Общин Славянской Родной Веры»
Ведослав (Тимофей Колыженков) — сопредседатель Совета Круга Языческой Традиции руководитель славянской языческой общины «Велесова Тропа», лидер фолк-группы «Дорога Водана»
ParNada (Полина Лопухина) – лидер «Московского Дома Виккан»
Гвиддон Харвестон представитель международной ассоциации Гарднерианской традиции Викки в России «Серебряный Круг», национальный координатор PFI в России
Александр МакГрегор — Администратор портала Druidism.ru, член общества исследования кельтского наследия «Fidnemed»

Автор: Ragna Hadharkona
03.09.14.

I общие вопросы:

Какая точка зрения на природу богов преобладает у вас на сегодняшний день, материальная или нематериальная? Является ли она продуктом современности или сохранилась неизменной?

Род – непознанный нами Творец.
Вадим Казаков

Нематериальная с возможностью материальных проявлений.
Linnen

У меня была и есть дуальная точка зрения на Природу богов. Она является производной от точки зрения, изложенной в «Гимне творения (мира)» Ригведы, с некоторыми изменениями повторенной в «Теогонии» Гесиода и «Метаморфозах» Овидия.
Мир создан из Ничто, или Хаоса, хотя, конечно, Хаос не идентичен Ничто, а «хаос» его («ничто») следующая стадия. Мир создан за счет различения Ничто и/или Хаоса самим себя – самовоздействием, рекурсией. То есть, наличия в нем Субъекта, Суперличности, Первобога. Это традиционная культура, которая нашла воплощение в построениях современной нам Теории симметрии.
Иггельд

На данный момент я воспринимаю богов как реально существующих существ, находящихся на более высоком уровне развития чем люди. Я оставляю возможность (и часто следую этой точке зрения), что боги — это люди, которые перешли на следующий уровень развития. Грань между материальным и нематериальным, на мой взгляд, достаточно тонка, что бы не углубляться в подробности, приведу в пример фразу (с которой я согласен): «мысли материальны». Эта точка зрения является продуктом современности, но основана на том, что я узнал из источников.
Сигурд

Боги и сущности потустороннего мира могут пересекать, проявляться и каким-либо иным образом обозначать свое присутствие в явном мире. Нематериальная природа может приобретать материальное вместилище.
Белояр

Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Материальность богов, с одной стороны, это их проявления в явном мире: Солнце, гроза, ветер и т.д. С другой стороны, материальность богов представлена непосредственно нами, как их потомками.
Нематериальность же — это волшебная и магическая природа богов, их магические проявления в нашей жизни. Так что для меня природа богов носит двойной характер. Также Язычество (во всех проявлениях) для меня не является канонично-религиозным, постигать суть богов, их замыслы — сравни научному исследованию, только в более тонком плане.
Ведослав

Я считаю природу богов… троичной: мужская, женская и нейтральная.
Материальная и нематериальная природа едины и неделимы, но нельзя сказать что преобладает одна. Данная точка зрения является довольно распространенной по многим культурам, однако лично я считаю что она была переработана и дополнена
современными новшествами и потому считаю ее продуктом современности. Более того если говорить о викканах вообще то взгляд на божественную природу меняется от викканина к викканину. Единого постулата нет.
ParNada

Неожиданный вопрос. Я не понимаю, как природа богов может быть материальной или нематериальной. Я считаю, что материальный мир и все, что нас окружает – это та часть общей картины мира, которая доступна нашему ежедневному ограниченному сознанию. На самом деле нет разделения на духовное и материальное, есть лишь наше умение увидеть что-то кроме материального, либо отсутствие такого умения. Поэтому Боги, как и все во Вселенной, на моем уровне понимания, и материальны и нематериальны, если выражаться вашими терминами. Моя точка зрения сложилась в ходе личного познания таинств, откровения и опыта общения напрямую с Богами, поэтому она моя личная, постоянно принимающая новые оттенки. Насколько эта точка зрения древняя или нет, я не знаю и для меня это не имеет большого значения. Я знаю, что природа человеческая неизменна, природа Вселенной неизменна, поэтому не думаю, что в прошлом духовный опыт так сильно отличался от современного.
Гвиддон Харвестон

Конечно же нематериальная. Дух первичнее материи, так имеет ли значение, какую форму он избрал для своего воплощения? Мне всегда был непонятен взгляд на богов, как на «источники энергии», «мыслеформы», «эгрегоры» и т.д. Сам термин «Бог» подразумевает бесконечность и всесильность того, о ком идет речь. Тем не менее, я верю, что были времена, когда Боги ходили по земле.
Если мы говорим о старых Богах кельтов, то, конечно, в современном мире духовного фастфуда и готового знания достаточно вбить в википедию имя нужного божества и вот перед вами и его образ, нарисованный современным художником, его основные характеристики — медитируй вволю, вызывай его на здоровье. Истина же, как водится, лежит несколько глубже поверхности. Истинные силы этого мира по-прежнему остаются действенными в современной реальности, только искателям приходится учиться снимать с них яркую обертку современной массовой культуры, учиться чувствовать. «Прежде чем научиться видеть, следует научиться еще кое-чему: не видеть того, чего не существует» (не уверен в точности цитаты).
Александр МакГрегор

Помещаются ли божества в разные миры или считается, что все происходит в одном мире?

Молодые или низшие божества действуют в рамках одного мира, Старые божества (Первобоги, Универсалии) обобщают все миры и воплощают их.
Иггельд

Как минимум предполагается два мира: мир явный (в котором обитают люди) и мир потусторонний. Божества и духи пронизывают все существующие миры.
Белояр

Хотел бы я посмотреть на человека, знающего ответ на этот вопрос.
Христиан не предлагать.
Вадим Казаков

Если речь об Асатру, то тут, на мой вгляд, мир богов (точнее миры) описаны наиболее точно и интересно. В славянском же язычестве, миров, как правило, три. Эти три мира составляют вертикаль. Но боги, на то и боги, чтобы путешествовать по любому из миров. Это хорошо отражено в русских сказках, например. Насчет скандинавской мифологии точно сказать не могу, могут ли боги перемещаться в любой из миров или только в некоторые.
Ведослав

Я придерживаюсь теории о всеобщей дифференциации различных «духовных» сил и существ по мирам. Поэтому да, боги не исключение.
На формирование моего мировоззрения очень сильно повлияли знания о традиционном сибирском шаманизме. От туда я взял и принял для себя теорию о существовании нескольких миров (верхний, средний, нижний) и дифференциации сил и существ по этим мирам. Если говорить кратко, верхние миры — миры богов и небожителей, духовных знаний, высших эмоций и состояний. Средние миры — миры людей, природных духов и духов местности. Нижние миры — миры предков, духов болезней, животных духов, опыта, конкретных знаний и испытаний, низких эмоций, инстинктов.
Сигурд

В кельтской традиции три мира: небо, земля, море. Боги представлены во всех трех мирах. Кроме этого есть триады богов, объединяющие в себе тройственный аспект мира.
Linnen

В кельтской традиции существует представление о трех царствах: моря, земли и неба. Все они тесно переплетены и зачастую непонятно, в каком именно царстве происходит действие того или иного мифа. С одной стороны, они отделены друг от друга завесой тумана, перейти через которую можно лишь при определенных условиях, с другой стороны все они совпадают во времени и пространстве. Все неоднозначно.
Александр МакГрегор

Я считаю что все происходит в нашем едином мире. Более того все наши поступки сплетены воедино и ведут нас какой-то более высокой и возможно не слишком понятной (на данный момент) цели. Я считаю что все мы являемся частью божественного и потому все мы как клеточки единого организма и все события происходящие в нашей жизни важны для этого организма.
ParNada 

Люди сами наделяют Богов внешней формой, которая в свою очередь приходит из глубины Бессознательного. Если погрузиться достаточно глубокого, то приходит понимание, что Бессознательное и есть совокупность всего сущего. Таким образом Вселенная раскрывает самое себя в мириадах форм и символов. Некоторых из них мы зовем Богами. В лесу могут быть много разных видов деревьев, так и среди Богов много разных форм, они не противоречат друг другу. Все Боги населяют один мир, ибо мир един – даже если человек сознательно разделяет их на множественность, это все лишь способ или метод для понимания, а не отражение реального положения вещей.
Гвиддон Харвестон

Считаются ли у вас боги разных пантеонов одними и теми же богами под разными именами или это разные боги? Если разные, то как они сотворили один и тот же мир и человечество?

Это одни и те же. Но называемые на разных языках.
Вадим Казаков

Однозначно да.
ParNada

В этом кроется таинство Богов и каждый человек сам для себя раскрывает их природу.
Мой ответ может отличаться от вашего и вместе с тем, может не быть взаимоисключающим с вашим. Викка не настаивает на ортодоксии, для нас важнее ортопраксия (правильность практик). Вера и познание мира — это личное таинство. У меня есть свое видение и я не против делиться им с вами, но боюсь, что моя картина мира несет глубинный смысл, таинство, только для меня. Ваше понимание может отличаться и также являться истинным. Я знаю, что Боги разные, каждый обладает индивидуальностью, но на определенном уровне они сходятся вместе и выражают разные аспекты единого Божественного.
Гвиддон Харвестон

На мой взгляд человечество сотворило богов, а боги создали образ мира для человечества. Я верю в то, что сколько людей, столько и религий. Даже внутри одной традиции, боги у каждого свои и у всех они разные.
Сигурд

Одни и те же высшие Сущности приходят в мир под разными именами, восходя к единым Архетипам мира, одним и тем же Тимологическим образам. От века к веку, от народа к народу, от Традиции к традиции, они меняют свои имена – ведь и языки у народов разные. В рамках индоевропейской традиционной культуры можно говорить о том, что боги разных пантеонов индоевропейцев – это имена одних и тех же Мировых Сил, Суперличностей. Но есть и эвгемерические боги – обожествлѐнные предки, которые не столь универсальны и всемогущи.
Иггельд

Не все принимают точку зрения, что боги разных пантеонов есть одни боги под разными именами. Но мне такая точка зрения близка. Северные, индо-европейские народы знают богов под разными именами, но родственность их, по-моему мнению, очевидна. Тут более интересен вопрос, могли ли боги, которых мы знаем, сотворить, скажем, население Африки или Южной Америки? ИМХО — нет. Думаю, что богов могло быть и гораздо больше, либо в силу географического расположения, понимание их природы могло сильно меняться со временем и местом.
Ведослав

Наше мировоззрение предполагает единую созидательную силу в отношении всего мира. Мы ее именуем Родом. Он — един и многолик. Практически у каждого отдельного народа (мировоззрение которого, естественно, предполагает многобожие) существует свой божественный ряд, как свой язык и свои Предки. В нем отражаются его стержень и корень, его самобытность. Единица ряда — Бог, являющийся отдельным ликом Рода. Лики могут проявляться в разном количестве и наделяться различными степенями власти – в зависимости от народных преданий и мировоззрения. У многих народов языческие Боги схожи (иногда одинаковы) по своей сути и даже по именам. Бог может наделяться большим влиянием, объединяя в себе влияние нескольких схожих по ответственности Богов другого народа, и наоборот. Влияние на человеческую жизнь славянского Перуна, например, имеет схожие черты с влиянием балтского Перкунаса и скандинавского Тора. Но, все же, у каждого народа божественный ряд обличен в свои представления о каждом Боге, в свои древние предания и предполагает свои способы взаимодействия с ними.
Белояр

Разные пантеоны — это разные попытки разных людей с разным жизненным и духовным опытом описать силы, действующие как в этом мире, так и на более высоких духовных планах. Трудно ждать от зулусских пигмеев мифов об Аваллоне. В целом, я склоняюсь к тому, что все Боги суть проявление единой силы, существующей здесь от сотворения мира (можем назвать ее Творцом, можем — силой большого взрыва). Но все они — разные и в разных обществах проявляли себя по разному. Поэтому я с интересом наблюдаю за параллелями между традициями и культами поклонения Богам, описанными тем же Фрэйзером, с замиранием сердца разглядываю проступающую сквозь них единую традицию, но не могу поставить знак равенства между Бригид — Исидой — Девой Марией — Праматерью из эпохи Палеолита.
Александр МакГрегор

Это разные боги. Даже в одном пантеоне могут быть несколько богов с солярным символизмом, но, тем не менее, боги разные так как отражают различные солнечные состояния в течение дня или во время смены сезонов, что и наделяет их определенными функциями. Приравнять их друг к другу или к солярным богам других пантеонов невозможно.
Linnen

Могут ли различные мифологические картины устройства мира сосуществовать в нашем мире, или одна исключает все остальные? Если могут, то как?

Могут сосуществовать разные – в единстве и борьбе. Как есть звуковой и световой спектры, так есть и спектр восприятия Единой картины мира разными народами в силу исторического опыта этих народов и древности их культуры. Один народ может воспринимать и видеть один спектр. Другой – воспринимать только некую «волну», и считать, что это самая главная и единственно правильная волна. Последний случай именуется монотеизмом.
Иггельд 

Славянская и скандинавская традиции вполне себе мирно сосуществуют. Знаю примеры, когда в индуистском храме принимали изваяния богов, подаренные нашими сородичами и ставили их наравне с индийскими божествами. Вообще, не вижу преград для сосуществования любого из традиционных верований. Проблема только в т.н. «мировых религиях», чья мифологическая картина мира, должна быть «единтсвенно правильной».
Ведослав

Читайте также  Опрос: Общины

Различные мифологические картины устройства мира однозначно могут сосуществовать как предания различных народов или видения отдельных людей. Мы придерживаемся своего видения сотворения мира, согласно преданиям наших предков и научным сведениям.
Белояр

Могут. Ибо любая мифологическая картина не отражает истину, а лишь приближает нас к ней. Это как в известной притче про слепцов и слона. Каждый представляет слона по-своему. Один в виде хвоста, другой как хобот.
Вадим Казаков

Могут. Язычество например подразумевает многобожие, и веру в различных существ. В древности, на мой взгляд, наиболее точно можно было бы описать мировоззрения язычников так — «у каждого народа свои боги». на мой взгляд в современном язычестве в этом плане ничего не изменилось. У нас такие боги, у них другие. В этом нет противоречия.
Сигурд 

Я считаю что разные мифологические картины отображают разные точки зрения на одно и тоже. На мой взгляд у древних людей не было достаточно научных данных но каждый человек пытается понять откуда все призошло — отсюда различные мифы.
ParNada 

Картина сотворения мира – это символическое отражение внутреннего знания, и так как каждый человек уникален, то, несмотря на общее сходство психики всех людей (которая в свою очередь, отражает Вселенную), у разных людей могут отличаться детали мифологического нарратива (рассказа). Любая мифологическая картина – это попытка выразить в человеческих терминах и символах то, что не подвластно ни языку, ни человеческому воображению. Это словно попытки объяснить человеку, лишенному языка, что такое сладость клубники.
Гвиддон Харвестон

Да, конечно могут. Опять же, все мифологические картины, основываясь на общих принципах (древо мира, праздники огня, жертвоприношение бога и т.д.) представляют собой личный субъективный опыт того или иного исторического сообщества. И современные язычники вольны выбирать чей опыт ближе к их собственному мировосприятию. Так и выбирается Путь, который становится для вас объективной Истиной, которая, как известно, одна, а вот путей к ней много.
Александр МакГрегор

Я думаю, что могут, потому что они отражают представления о мире у разных народов и нельзя назвать одну из них верной, отвергнув остальные, так как каждая ценна и уникальна. Вопрос в том, чтобы найти ту, которая ближе тебе.
Linnen

Насколько буквальными считаете вы мифы?

Мифы иносказательны.
Вадим Казаков

Не считаю мифы буквальными вообще
ParNada

Я вижу в них символическое отображение некой духовной, психической реальности, скрытой в символах и аллегории. Буквальное прочтение мифов работает только на самом низком уровне восприятия, и не позволяет раскрыть внутренней сущности мифа.
Гвиддон Харвестон

Под мифом я понимаю древний способ донести до людей, живущих в будущем определенный духовный опыт. То есть люди, создающие миф, таким образом доносят свой частный или коллективный опыт до своих потомков. Мы не знаем что у людей древности считалось «буквальным». То есть человек мог уснуть, ему приснился очень реалистичный сон и он воспринял его как реальность (например).
Сигурд 

Мифы это формулы, образа действия и мышления, человека традиционной культуры. Современному человеку, наследнику антитрадиционного мышления, конечно, нельзя воспринимать их буквально. Мировое Древо – это не конкретное дерево, а, например, Млечный Путь, отраженный в прочих деревьях своей древовидной формой.
Вход в Аид – это не пещера под Таманью, а любой «вход» в любое Нижнее Иномирье, безотносительно к географии. Низ и верх в Традиции – это не продукты трехмерных координат, а смыкающиеся, замкнутые одно на другое Пространства.
Иггельд

«Сказка ложь, да в ней намек». Во многом — руководство к действию, во много повод подумать, прежде чем действовать. Миф многогранен, каждый его понимает так, как хочет или может.
Ведослав 

Миф не следует воспринимать буквально. Он, как продукт народного созидания, словно поговорка или загадка отвлеченно и образно отражает суть событий и вещей. К тому же мифы в различной степени подвержены искажению в результате многовековой передачи от человека к человеку.
Белояр

Ненамного. По большей части, мифы — это символы, описывающие космогонические и магические события (смену сезонов, время урожая, священный брак). Однако в мифах очень важно понятия прецедента — первого в истории, идеального события, которое было совершено Богом. Поэтому мифы порой являются для нас идеальной моделью поведения в рамках традиции. «Так делали боги, теперь так поступают люди» — как раз про это.
Александр МакГрегор

Мифы иносказательны и буквально их воспринимать не стоит, я уж не говорю о том, что некоторые из них были сознательно изменены христианскими переписчиками. Хотя ряд мифов достаточно подробно описывает быт раннего средневековья и исторические события, которые можно подтвердить археологическими находками и записями в анналах.
Linnen 

Сопоставимы ли боги по силе и влиянию с монотеистическим Богом, чья власть распространяется, согласно учению монотеистов, на весь мир? Или власть богов ограничена? Насколько она велика?

Не возьмусь измерять и сравнивать силы богов, но и не считаю, что политеистические боги в чем-то уступают монотеистическим.
Linnen 

Да я считаю что мои Боги и их законы вселенной распространяются на всех вне зависимости от религии. Типа гравитации.. веришь не веришь — а все равно упадешь. Кстати ее я тоже считаю божественной.
ParNada

Власть Богов, как ликов Рода, безгранична, но помощь и поддержку они оказывают своим достойным потомкам.
Белояр

«Монотеистический Бог» это всего лишь одно из проявлений Высшей силы.
Вадим Казаков

Для нас их монотеистический бог – это некая сущность из ряда прочих богов, культ которой раздули с племенного уровня (Яхве-Иегова, например) до Всемирья. Мы, язычники, все-же признаем некоего Единого, различившего Ничто и Хаос и себя в нем, от коего происходят все прочие боги, и который превосходит всех прочих богов. В «Ригведе», например, Он именуется Рудрой. Но мы также признаем и некую Вселенскую, Космическую Волю даже над этим Сверхбогом, природа которой дуальна. Даже Он — воплощение этой Воли и ее проводник.
Иггельд

Сопоставимы более чем. Точнее сказать, их силу я вижу, а силы монотеистических богов не вижу совсем. «Сила» монотеистических богов в фанатизме последователей, коих достаточно, чтобы уничтожить наш мир, который их бог(и), якобы создавал(и). О силе богов хорошо говорят греческие мифы. Там человек, скорее, игрушка в руках богов. У славян же наоборот. Человек — сотворец с богами мира явного. Творение мира не завершено, но отдано человеку. Каким мы захотим, или как сможем, таким мы наш мир и сделаем. В моем понимании, боги сами себя ограничивают, дабы дать нам возможность приблизиться к ним. Монотеистические же сущности человечеству в этом отказывают, требуя безусловного подчинения.
Ведослав

На мой взгляд человек сам определяет кто и как может на него влиять. Если человек отдает себя в руки какому-либо боги или следует какой-либо традиции, силы этой традиции имеют над ним влияние. Я не верю в то, что боги из другой традиции, могут влиять на меня (например), поэтому я бы сказал что власть богов ограничена нашими глубинными убеждениями. То есть не говорить о реализации воли богов через людей.
Сигурд

Власть Бога ограничивает человек. Не нужно считать старых Богов «мыслеформами» — это древние силы, управляющие нашим миром и влияющие на жизни каждого из нас. Не нужно сводить их к древним воинам из пыльных манускриптов. Боги — это смена времен года, это земля, родящая урожай, это ветер и буря, танец битвы и тепло исцеления. Равны ли силы, управляющие этими событиями, силе монотеистического божества? Безусловно, поскольку описанные примеры — разные грани единой силы, помогающей вращаться нашей Земле и всей Вселенной. Опять же, сила Богов, если под этим словом мы подразумеваем именно божество, а не некоего стихийного духа, отвечающего за домашнее хозяйство и приплод поросят, является безграничной в рамках установленного Закона, который действует в рамках любой, хоть поли-, хоть монотеистической системы. Однако у Богов есть своя логика и при взаимодействии с ними эту логику нужно понимать и уметь с ними общаться, опасаясь своих желаний.
Александр МакГрегор

Боги разные нужны, Боги разные важны. Если смотреть на монотеистического Бога-Отца, Й-Х-В-Х, то в моем миропонимании, этот образ ближе всего к нашему Дрихтену, Единому Источнику, совокупности всего сущего. Дрихтен и есть Вселенная.
Источник так далек от моего понимания, что словами выразить, что это невозможно. На более простом уровне можно увидеть такого Бога, в качестве пары противоположностей – единение Силы и Формы, Женского и Мужского Начала, или еще доступнее, Бога и Богини. Великая Мать и Великий Отец – всесильны, но к ним не стоит обращаться с сиюминутными просьбами, они вовлечены в поддержание миропорядка. А вот наши Боги – Боги Викки, Боги ковена или духи земли, а также личные патроны или матроны – это уже более простые Боги, ближе к нам, их можно просить о более простых вещах, но они не всесильны. Чем доступнее Боги – тем меньше они способны влиять на окружающее, тем больше помощи от нас им требуется. Чем могущественнее Бог или Богиня, тем труднее обратиться, он или она помогут с вопросами судьбы, трансформации духа, космическими принципами, а вот найти потерянные ключи не помогут.
Гвиддон Харвестон

II Прикладная часть:

Считаете ли вы необходимым предельно точно следовать традициям и приближаться в своем мировоззрении и образе жизни к предкам?

Мы вряд ли способны во всём следовать традициям по форме, но по сути, по содержанию, по глубинному смыслу, нами распознанному, надо, безусловно, следовать этому Природному мировоззрению.
Иггельд

Не считаю. Времена меняются. Если раньше охотились с копьём, то сейчас с ружьём.
Вадим Казаков

Мы считаем необходимым знать, помнить и передавать обычаи предков. Образ жизни и мировоззрение склонны к переменам, как и сам мир. Мы творим будущее в настоящем, опираясь на мудрость прошлого (Предков).
Белояр 

Мир развивается. Мы сами развиваем этот мир. Вопрос, насколько правильно мы делаем? Традиции надо помнить, помнить историю своего народа. А так же помнить, что любой род во все времена боролся за лучшую долю. Сейчас уже не один род борется за себя, за своих родных и близких, но множества родов, объединенных в нации. Мировоззрение, в плане выживаемости важнее, чем образ жизни. Если полностью перенять образ жизни предков, (к примеру, 4-5 поколений назад не все умели читать и писать, при этом вполне вписываясь в мир своего времени) ни род, ни нация не выживут.
Ведослав  

Нет, я считаю что любая нынешняя языческая традиция, это именно современная традиция, только основанная на источниках.
Сигурд

Да, необходимо, настолько, насколько это возможно. Мы живем в прекрасное время, когда можно сочетать блага современности и духовную мудрость древних. Нам доступны огромные пласты информации, которые помогают объединить опыт древних
со своим личным опытом и максимально приблизиться к их пониманию мира. Надо пользоваться этой возможностью.
Александр МакГрегор 

Я считаю, что в первую очередь надо стремиться к пониманию мировоззрения и образа жизни предков. Это само по себе сложно, поэтому многие предпочитают легкий и удобоваримый продукт современности «по мотивам кельтской традиции».
Linnen 

Нет. Белее того считаю это вредным. Древние люди жили не так как мы, наше сознание наш мир даже наши тела уже другие. Применять к нам критерии древних без изменений на мой взгляд просто глупо. Я считаю что нужно брать лучшее из древности, дополнять современными изысканиями в науке, психологии, политике и строить дивный новый мир.
ParNada

Я считаю, что необходимо как можно больше знать о своих предках, и применять в своей жизни лучшее из тех уроков, которые они могут нас научить. Тем не менее, мы современные люди и нам важно уметь сочетать новые знания и  навыки, уважение к природе и наследию предков. Наш образ жизни не может быть идентичен нашим предкам, потому что никто из нас не сможет жить в точности, как предки. Мы слишком уже привыкли к радостям цивилизации и наша задача – использовать новые технологии и умения, чтобы помочь природе, помочь себе жить полноценной, полной значения и таинства бытия жизнью.
Гвиддон Харвестон

Что в первую очередь приводит людей к вашему язычеству и является его движущей силой: посмертие, традиции предков, истина или что-то другое?

С одной стороны – это вера в высшую Справедливость, с другой – надежда на Контакт с предыдущими поколениями Предков.
Иггельд 

По-разному. Не «посмертие» точно! Скорее традиции предков.
Вадим Казаков

Уважение к обычаям Предков (здравый национализм), схожее мировоззрение, умственные и духовные способности.
Белояр 

Я думаю что рок, стечение обстоятельств, последовательность случайностей.
Сигурд

Вижу в приходящих к язычеству поиски правды и истины, потом поиск сменяется интересом к традиции, скажем так, в бытовом плане. И уже потом духовным поиском в традиции. Про посмертие сказать ничего не могу, возможно, оно, как движущая сила, является определяющим для людей с воинским складом ума и характера, чей век может быть короток.
Ведослав 

Зов. Традиция кельтов — это огромный культурный пласт, включающий музыку, литературу, мифологию, магию, лингвистику и много чего еще. Люди слышат зов, чувствуют родство с этой дорогой и как-то поворачивают на нее. Но я не считаю, что по отношению к Пути будет честным приходить на него с желанием урвать какую-то посмертную выгоду. Только тот, кто встает на дорогу с открытым сердцем, кто идет по ней ради Служения, обретет в конце свой Грааль. Это мой метод — бескорыстно служить пути, отправляясь в странствие ради путешествия, а не ради конечной цели. И будь что будет.
Александр МакГрегор

Сама традиция: невероятно богатая мифология, история, самобытные обычаи, которые до сих пор соблюдаются в кельтских странах, народные музыка и танцы.
Linnen 

Эмм.. попытка найти свое место в этом мире. Чаще всего последователи нашей традиции описывают так. Я понимал что христианство для меня не подходит, увлекался магией и т.п. но не мог найти для себя путь который бы меня полностью устраивал. Но когда я нашел викку я почувствовал будто вернулся домой. Т.е. внутри у людей уже сформировалось какое-то мировоззрение близкое к викке и тут они находят викку… как-то так.
ParNada

Думаю, что чаще всего приводит понимание, что текущая духовная жизнь людей чем-то не устраивает. Кому-то в Викке важно принятие женского  Божественного, важной роли женщин-жриц. Кто-то ищет духовный путь, при котором от человека лично зависит познание, путем личного опыта, когда никто не может сказать тебе, во что ты должен верить. Кого-то привлекает свобода и возможность постичь таинства. Кто-то тянется к ритуалам и необходимости посвятить себя служению Богам. Другим хочется быть частью большой традиции и возможно древнего потока силы ведьм. Кто-то протестует против статуса-кво. Но большинство из нас просто ищет дорогу домой. Большинство Гарднериан, которых я знаю, говорят о том, что только в Викке они глубоко вздохнули и сказали «я пришел домой»
Гвиддон Харвестон

Читайте также  Интервью с римским язычником

Чему вы уделяете больше внимания — мифологической части, если это можно назвать богословием, или практической, обрядовой?

Не понял вопроса. Почему я больше должен любить правую руку, чем левую?
Вадим Казаков

Мифологическую часть нельзя назвать богословием. Богословие – это лишь некоторое частное, проистекающее из мифологического мировосприятия. Я уделяю внимание обеим частям.
Иггельд 

Обрядовая сторона является неотъемлемой частью преданий. Внимание распределено в равной степени.
Белояр 

Знание мифологической составляющей должно предшествовать практической. Знаю, что некоторые начинают «ритуалить», толком не разобравшись в предмете. Это как начать пользоваться станком с ЧПУ, не прочитав инструкцию. В лучшем случае просто ничего не получится, а в худшем… Скажем так, всякое.
Ведослав  

И тому и другому в равной степени. Мы проводим обучение последователей основам как мифологии так и ритуалистики. Одно без другого существовать и развиваться не может
Сигурд

Одно вытекает из другого. Мы в обществе Fidnemed занимаемся реконструкцией традиционных ирландских обрядов, которая невозможна без тщательного мифологического, если хотите — теологического исследования. Так что внимание уделяется всем аспектам традиции.
Александр МакГрегор

Стараемся уделить равное внимание изучению мифологии и проведению обрядов. Обе эти стороны традиции тесно связаны – мифология объясняет суть и задачи обрядов
Linnen

Эмм.. здесь я буду говорить конкретно за себя и за свою общину. Я уделяю больше внимания практической ЖИЗНЕННОЙ части. Т.е. на мой взгляд моя повседневная жизнь это и есть викка. То что я делаю, как работаю, что делаю. Я викканка, моя работа связана с виккой, я собираю виккан, снимаю подкасты, организую мероприятия. Я считаю что без дел в реальном мире которые бы пропагандировали принципы викки (взаимоуважение, заботу о природе ит.п.) богословие — пуста болтовня, а обряды — театр. И все это обретает смысл  только если сопровождает реальные поступки.
ParNada

Обрядовой, практической. Через практику мы учимся познавать таинства, через обряды. Каждый жрец или жрица познает таинства самостоятельно. Иногда интересно послушать о мнении других, поделиться сокровенным, но в конце концов, таинство, полученное извне – не таинство. Истина о природе Богов всегда приходит изнутри, от самих Богов – конечно, если жрец или жрица способны прислушаться к себе.
Гвиддон Харвестон

Какое место занимает магия в язычестве на данный момент и какое, на ваш взгляд, место она должна занимать?

На мой взгляд, на данное время магией увлекаются чрезмерно.
Вадим Казаков

Магия – это свойство Мира, вне зависимости от того, верят в неё или не верят. Тяготению не горячо и не холодно от веры него, так и магия является субъективным видом взаимодействия, в котором многое основано на личностных законах. А также, способности делать маловероятные события более вероятными.
Иггельд 

В словаре Даля дано следующее значение слова «магия» — это знание и употребление на деле тайных сил природы невещественных, вообще не признанных естественными науками.
Согласно нашим представлениям, в явном мире человек постоянно находится в соприкосновении с представителями духовного мира: Богами, Предками и иными духами. Таким образом, магией пропитано всё его существование. Упорядоченное взаимодействие с перечисленными силами происходит через обряды и занимает наиважнейшее место в жизни язычника. Мы считаем, что людям следует больше уделять внимания простой бытовой и семейной магии, а также, посещать урочные обряды, единящие славян.
Белояр 

Занимает достаточное место. Если брать «от большего», то это кологодние обряды и празднования, это общение с богами и духами. Далее, это конечно, магия домашняя. Это общение с предками. Ну и магия повседневная — это и боги и предки и духи. Магия так или иначе присутствует в нашей жизни. Но ее не всегда видно. Что для одного магия — для другого может быть обычным делом.
Я считаю, что кто-то подходит к познанию мира магическим способом, а кто-то иным, причем, ни один из подходов ничем не хуже другого, кому как удобнее.
Ведослав 

Магия в язычестве вообще очень сложная тема. С одной стороны информации о магии как таковой вообще почти не сохранилось, все современные магические системы, называемые языческими это либо компиляция различных традиций, либо продумывание автора этой системы. На мой взгляд в этом нет ничего плохого, ведь я сторонник того, что языческая традиция это вера современная. Однако, я считаю, что магия не может существовать без традиции, в которой она зародилась когда-то, а вот современная традиция без магии существовать может (если конечно ритуалы относящиеся к «богослужениям» не относить к магии, так как система та же).
Сигурд

В реконструкционном язычестве, по моим наблюдениям, она отходит на второй план перед религиозностью и священнодействием. В язычестве более массовом, конечно, она играет более важную роль, которая в некоторых направлениях является ключевой. Лично мне интереснее следовать воле Богов, ведущих меня от силы к силе, чем пытаться удовлетворить свои сиюминутные потребности. Хотя здесь должен встать вопрос, что подразумевать под «магией»…
Александр МакГрегор

На этот вопрос сложно ответить однозначно. К примеру, в исторический период каждый обряд Годового Колеса сопровождался дивинацией. Однако из-за сложных условий жизни большая часть гадательных практик сводилась к тому, чтобы выяснить, умрет ли кто-то из членов семьи в текущем сезоне или в течение года. Сейчас дивинация также является частью наших обрядов, но цель предсказаний изменилась.
Linnen  

В викке магия занимает очень важное место. Виккане и я в частности часто колдуем и так далее. Хотя иногда создается проблема когда человек колдует слишком много, а делает слишком мало — я считаю такой вариант неэффективным и регулярно с ним борюсь.
ParNada

В моей традиции (Гарднерианская традиция Викки) магия занимает важное место. Редко, когда круг обходиться без магии, после основного действия обязательно наступает часть, когда можно обсудить и предложить магическую работу на сегодня. Какое место она должна занимать – на это у каждого будет свой ответ. Я считаю, что каждый жрец и жрица, каждый ковен решает сам для себя. Было бы очень странно не творить магию совсем, но каких то правил единых для всех думаю не следует принимать.
Гвиддон Харвестон

Приобретает ли вещь и место силу, если их «намолить», совершать над ними обряды, освящать? Становятся ли боги сильнее от количества и качества последователей и жертвоприношений или они не зависят от этого? Каково ваше отношение к эгрегору?

Да, это имеет место быть. Эгрегор – очень важная концепция современного язычества и Викки.
Гвиддон Харвестон

Вещи да, боги … я думаю нет…. хотя подумав думаю что все же да. Объясню. Для меня боги — это природа вокруг, земля под ногами. Да конечно вне зависимости верим мы в них или нет — земля и небо останутся на месте. Однако я думаю что чем больше людей будет верить что природа рядом живая и одухотворенная, тем больше людей будет о ней заботиться и тем «сильнее»
будет становиться природа
ParNada

Вещь и место приобретают Силу в связке с тем, кто способен этой Силой воспользоваться. Сами по себе, без личности, способной пробудить Силу, они бессильны. Высшие – Старшие боги (Универсалии) были до человека и человечества, будут и после, им наплевать на количество последователей и жертв, они не зависит от нашего существования и восприятия Их.
Обряды и жертвоприношения нужны самим верующим для ввода верующих в особое состояние изменённого сознания, чтобы оказаться способными к восприятию Сил. Однако я допускаю, что низшие потусторонние сущности – духи места, элементали, ларвы, Деды (духи предков) – нуждаются в своём навьем Иномирье в том, чтобы с ними поделились отсюда некоей материей. Так им  будет проще общаться с находящимися в нашем явьем мире. Многие тексты античной и эддической культуры на то указывают издревле.
Иггельд 

Вещь и место приобретает такую силу. Сила Богов не зависит от количества и качества последователей. Но вот связь между Богами и людьми зависит от количества и качества последних.
Вадим Казаков

Перечисленное имеет отношение к обрядам инициации, налаживает связи между мирами и прибавляет необходимого воздействия. Боги не зависят от людей, но от этого зависит благоволение Богов по отношению к потомкам и прочность и добротность связи между ними. С ростом количества единомышленников сообщество становится сильнее, цели достигаются быстрее и люди получают большее удовольствие от пребывания в нём при условии ладного взаимодействия представителей. Мы принимаем понятие общего энерго-информационного поля и его объединяющую и направляющую роль.
Белояр 

Безусловно, такая штука, как «намоленное место», «намоленный предмет» имеют место быть. Но силу они берут не от людей. Боги «сильнее» от количества предметов или последователей не становятся. Ведь это они дают эту силу. Это скорее как раздача на торренте. Размер файла с увеличением количества раздающих не меняется. 🙂 А вот сила группы людей настроенных на
одну волну может расти. Понятие «эгрегор» отношу к современному мистицизму. Посему, им не пользуюсь. Использование эгрегора, наиболее подходит, на мой взгляд, современному православию. Но не к самому институту церкви и РПЦ, а скорее к прихожанам.
Ведослав 

На мой взгляд «намаливание» или «освящение» это достаточно стандартный эзотерический инструмент, который используется в богослужениях. Что бы развить эту тему, нужно будет изложить все мое понимание эзотерики и магии, а это достаточно долго (если интересно, как нибудь можно заморочиться), поэтому я скажу просто — да, я считаю что вещь или место приобретает силу при совершении таких обрядов. Касательно силы богов, на мой взгляд при совершении обрядов и жертвоприношений, влияние богов на нас становится более «проявленным». То есть сила их не увеличивается и не уменьшается, но «шепот» становится «криком».
Сигурд 

Вещь и место — да, приобретает. Во многом потому, что сознание практика уже тесно связано с местом/вещью и включает нужную ассоциацию. Боги и так достаточно «сильны», но упомянутые вами практики и количество последователей могут облегчить взаимодействие с ними. Их понимание и восприятие.
Александр МакГрегор

В ирландском языке есть слова, описывающие два типа сил: «буа» означает силу или потенциал, присущий определенному месту ландшафта, отдельным элементам природы, врожденный талант человека или дар; «бри» означает силу слова, проклятия или заклятия, это как раз та сила, которую приобретает место или вещь посредством совершаемых обрядов, так что, да, несомненно. Нет, не становятся. Мы не используем понятие «эгрегор».
Linnen 

Роль духовных практик в вашем течении. Можно ли медитировать, молиться, проводить ритуалы в квартире, в городе или нужно непременно идти на природу на капище? Какие духовные практики вы считаете наиболее подходящими для вашего течения, какие приемлемы, а какие не подходят?

Можно молиться где угодно и когда угодно.
Вадим Казаков

Можно, при должной практике, проводить ритуалы и в квартире. Некоторые обряды и ритуалы, как те же Дни поминовения предков – Деды – даже необходимо проводить в жилом помещении. Но для большего сосредоточения и Контакта следует использовать так называемые «места силы», где по психологическим причинам лучше происходит «настройка», наступает
«изменённое состояние сознания». По поводу духовных практик – это тема не одной книги. Поэтому и нельзя коротко ответить на этот вопрос.
Иггельд 

Природа является исконным местом силы и храмом для язычника, божественной средой. Обряды, проводимые на природе, обладают наибольшей значимостью. Сила обрядов в квартире и городе во многом зависит от способностей самих людей настроиться на нужный лад. Часто в жилище сооружается божница, уголок для духов. Они помогают осуществить настройку,
равно как и деревянные изваяния на капище. Нашему течению наибольшим образом подходят практики взаимодействия со стихиями мироздания.
Белояр 

Капище или иное святое место, конечно имеют бОльшую силу, нежели домашний «алтарь». Но до капища надо идти, только если сильно надо или сильно «прижмет». Или это традиционный праздник, на который было принято собираться массово. Массовые кологодние праздники дают не только увеселение участникам, но и колоссальную энергию — ведь мы помогаем вращать Коло богам!
Понятно, что они и без нас справятся, но им нужна и приятна наша помощь. Это как помочь товарищу, который делает жим лежа со штангой. Если ты ему поможешь, то он отожмет на 1 раз больше 🙂 Что же касается практик, то считаю, что они слишком индивидуальны, чтобы делать какое-либо обобщение. Богов постигают индивидуально. Какая-либо «школа», ИМХО, неуместна.
Ведослав 

Наша мировоззренческая концепция (я говорю именно про нашу общину) не запрещает духовные практики, а даже скорее поощряет их. При этом они могут быть какой-угодно традиции, главное сам факт развития. Конечно мы стараемся развивать духовные практики в рамках нашей традиции, но это не всегда возможно и может совершаться только теми, кому это интересно. Однако стоит учитывать, что духовные практики не являются обязательными и не являются частью традиции, каждый сам принимает решение, хочет он этим заниматься или нет. Обряды мы стараемся проводить ближе к природе. Летом это открытый воздух, зимой это арендованные или собственные загородные дома с открытым огнем (камин например). На мой взгляд для нашей традиции характерны практики близкие к шаманизму, это в первую очередь практики связанные с поэзией (скальдизм), песней (гальдр, сейд), ритуалами с использованием символов (гальдр рунический), а также медитации (утисета
например), общение с богами различными способами (трот).
Сигурд

Роль духовных практик важнейшая. Боги, духи и предки вездесущи, поэтому взаимодействовать с ними можно повсюду, но, само собой, легче и вдохновеннее работается на природе. Наиболее подходящие практики — литургии, ритуальные служения, медитации, предсказательные практики, сезонные ритуалы, обряды перехода, инициации. Не подходят современные эклектичные практики, поскольку мы стараемся основываться на аутентичном историческом материале.
Александр МакГрегор

Кельтская Реконструкция – это религиозное течение, поэтому роль духовных практик, несомненно, высока. Молиться, медитировать и проводить ритуалы можно и дома, но на природе, конечно взаимодействие с миром ощущается гораздо лучше.
Linnen 

В викке духовные практики уважаемые и распространены. В любом месте в любое время. Однако я считаю лучшей духовной практикой — действие. Но да перед действием нужно настроиться, поразмышлять, понять как это действие отразиться на мире. Однако если годами медитировать и ничего не делать.. в общем мне больше нравится мир меня hand-made 🙂
ParNada

В моей традиции жрец или жрица самостоятельно определяет необходимые действия, которые могут включать все вышеперечисленное. Мы стараемся встречаться все вместе как минимум раз в месяц, лучше всего на полнолуние, но не обязательно. Каждый из нас с радостью ждет восемь Саббатов и празднует их. Остальное – по личному понимаю и необходимости. Можно и медитировать, и молиться, и поститься даже, можно проводить ритуалы в квартире и на природе, в любой одежде или без оной. Все что угодно, в пределах разумного. Каких-то обязательных практик нет, но есть самые распространенные. Запретов тоже нет, по сути, но есть устная традиция, которая дает наставления. Брать деньги за магию, ритуалы и обучение Ремеслу – это однозначно нельзя. Приносить в жертву живых существ, убивать также нельзя. Нарушать клятвы – нельзя. В принципе, этика ведьм мало отличается от этики любого разумного и доброжелательного обывателя. Наиболее подходящие практики – это танцы, чанты (особое пение).
Гвиддон Харвестон

Читайте также  Перспективы: жертвоприношение и современное язычество (наш ответ)

III. Прочие вопросы, частые проблемы.

Инициации. Почти все желающие стать язычниками, спрашивают об инициациях. Насколько они необходимы? Есть ли непрерывная традиция инициации и сохранившиеся обряды для нее или это новое\возрожденное явление?

Обряды перехода – это часть традиционной культуры. Поэтому нет ничего удивительного, что вопрос об инициации извне возникает. Но гораздо ценнее те инициации, что происходят «сами по себе», от Высших, а не от смертных. Конечно же, есть непрерываемая традиция отдельных инициаций – это та, что завязана на физиологии, связана с половым созреванием. Физиологию человека ещё никто не отменял, и за последние 10 000 лет она мало изменилась. Вторая непрерываемая традиция с древнейших времён – это традиция человеческой речи, языка. Она передаётся из уст в уста, а вместе с ней и тип мышления.
Иггельд 

Обряды инициации сопровождают многие важные события в жизни человека. Они помогают ему осознать себя,  самоопределиться, справиться с жизненными переменами. Все обряды инициации, проводимые нами, полностью или частично отражены в этнографических источниках.
Белояр 

У нас, кроме имянаречения, нет никаких обязательных переходов (инициаций). Кстати, имянаречение и есть непрерывная традиция. Из переходов (инициаций) у нас существуют воинские и жреческие, которые достаточно часто применяются.
Вадим Казаков

Да, об инициациях спрашивают многие, кто начинает только интересоваться. У многих тут же и заканчивается неким «обрядом раскрещивания». Что это такое и зачем оно нужно я не знаю, человек имеющий свою волю и окрещенный в детстве, независимо от его желания, может так же просто, изъявив свою собственную волю умыться, окунуться в любой воде (ведь крестят водой), а вода очень магична. Слова здесь несут второстепенную роль и не столь важны как намерение избавится от того, что гнетет. Инициации, такие как возрастные (имянаречение), воинские, жреческие имели место быть, но к сожалению я, как не проводящий таких инициаций, не могу сказать за их достоверность, согласность традиции.
Ведослав 

На мой взгляд инициации это современные вариант достаточно древней практики. Мы всегда проводим инициации новопришедших если у них есть такое желание, при этом у нас имеется несколько ступеней. На мой взгляд инициация — вещь необходимая, как с моральной и социальной точек зрения, так и с духовной.
Сигурд

Как ритуальные действия инициации важны, но не всегда обязательны. Главное посвящение произойдет с вами, когда вы начнете следовать Пути. Вам обязательно встретятся пороговые точки, пройдя через которые вы почувствуете себя перерожденными. При этом посвящения — важный элемент современной традиции и мне кажется, что очень важно символически передавать ее из рук в руки именно через подобные ритуалы.
Непрерывной традиции, идущей со времен древних друидов, не существует. Однако мы стараемся воплотить ее в современном мире настолько близко к исторической традиции, насколько это возможно.
Александр МакГрегор

В современных друидических орденах встречается инициатическая практика, но, естественно, она ограничена периодом создания современных орденов, так как непрерывной инициатической традиции с исторического периода быть не может.
В древней же Ирландии человек проходил ряд инициаций по мере взросления и приобретения определенного социального статуса, вероятно, что и у друидов были свои обряды посвящения, но, как они проходили, неизвестно.
Linnen 

В традиционной викке без инициации ты никто и звать тебя никак. Но вообще в викке (и в России в частности) каждый сам себе жрец и жрица. Хочешь проводить самоинициацию — делай, не хочешь — не надо. Я никогда не проходила обрядов инициации и даже самоинициации. Традиции инициации есть и развиваются. Кто-то берет классические пришедшие от Гарднера, кто-то выдумывает свои. Но в общем и целом инициации в викке пришли из оккультных практик запада, так что можно смело говорить что они новые.
ParNada

В моей традиции инициация (посвящение) необходимо для того, чтобы стать частью традиции, войти в ковен. Посвящение в ковен это просто возможность приоткрыть дверь к таинствам, посвящение не дает суперспособностей или тайных знаний. Думаю, что многим язычникам важны ритуалы перехода (от мальчика к мужчине, девочки к девушке, молодежи к замужней паре, мужчины или женщины к старейшине). В нашем современном мире таких ритуалов очень мало, но они очень важны человеческой душе, очень необходимы. Ритуалы инициации в чем-то восполняют этот пробел. Однако, посвящение в традицию или ковен это человеческое посвящение, не обязательно быть посвященными, чтобы просто поклоняться Богам или заниматься магией. Есть такое явление как посвящение Богиней или Богом, Богами – это происходит спонтанно и зачастую вне нашего контроля. Это истинное посвящение, но не каждому доводиться это испытать. Есть люди, не имеющие связи с традицией, которые были посвящены самими Богами и никто не сможет сказать, что у них чего-то не хватает в практике. В моей традиции считается, что обряды посвящения существовали очень давно, мы не знаем, когда они появились, а вот многие части текущего ритуала посвящения могут быть и не очень давними, так как Джеральд Гарднер внес немало новых идей в 1930-1940-х годах
Гвиддон Харвестон

Имена. Распространено ли явление двойных имен — светское и языческое? Важно ли иметь языческое имя? Как происходит выбор имени сейчас и как это происходило в прежние времена?

У нас нет двойных имен
Linnen

У нас этот элемент не очень широко распространен. Я использую кельтскую стилизацию своего настоящего имени/фамилии — они были даны мне моими родителями и связывают меня с моими настоящими предками, с моей линией крови. Не вижу причин менять их на что-то другое.
Александр МакГрегор

Вопрос языческого имени очень похож на вопрос с инициациями. Мы проводим имянаречения, это распространено и на мой взгляд нужно.
Сигурд

Важно. Как ещё Боги и Предки узнают своих? Имя есть мостик для узнавания.
Выбор имени сейчас в основном происходит по согласованию с нарекаемым. В меньшей степени по решению жреца.
Вадим Казаков

Явление двойных имён распространено, любого человека по жизни называют много раз и по-разному. В семье – так, во дворе – по иному, среди коллег – по-третьему и т.д. Имя – это знаковое утверждение себя в некоем особом социальном и традиционном статусе. Для того, кто работает на магическом уровне, в качестве защиты, необходимо иметь несколько имён, подчас тайных.
Выбор имени может осуществляться родителями, друзьями и соратниками, учителями, Богами, самим имянарекаемым по наитию.
Иггельд 

В нашей среде бытует явление двойных имён, есть и случаи документальной смены имён на славянские, в случае несовпадения.
Ранее имя давал старейшина общины. Человек, умудрённый опытом, живущий в ладу с природой да ещё к тому хорошо знакомый с нарекаемым. В условиях утраты общинного строя, в родноверческих кругах принято осмысливать и принимать решения самостоятельно, а не перекладывать на других людей.
Часто именем становится прозвище, закреплённое за человеком. Если человек затрудняется с определением или налицо отсутствие способностей сделать выбор самостоятельно, то в этом случае помощь оказывает духовное лицо. Во время беседы задаются наводящие вопросы. Жрец, выясняя потребности и стремления нарекаемого, помогает ему определиться с именем. В случае наречения ребёнка, имя ему даруют родители. Часто прибегают и к гаданиям.
Белояр

Тут момент интересный. Под каким именем тебя больше знают, под таким и называют, тут ничего не поделаешь. Родителям даже не стоит объяснять что тебя зовут теперь, например, Велемил. Ты для них на всю жизнь останешься, ну скажем, Васей. Или Колей. Но при всем при этом, выбор имени не должен  отрывать тебя от родителей, от дедов и т.д. Человек, почитающий «пращуров», которых даже не знает и не почитающий родителей — негодный. Сейчас же, когда растет второе поколение язычников, наших детей, мы им сразу даем красивые славянские имена. Есть еще такое мнение, что человек мог менять имя (проходить новый обряд инициации), когда был готов к новому «переходу», совершил новый переход в своем совершенствовании. Был он «Следопыт», стал он «Зверобой». Это я условно. Не изучал этот момент.
Ведослав 

Да у многих в викке есть языческое имя. Но я лично не считаю его важным. У меня есть мой никнейм но это скорее публичный псевдоним нежели языческое имя. Однако я считаю что раз его часто употребляют по отношению ко мне то оно тоже часть меня. Потому в круге я употребляю свое светское имя и свой никнейм. Однако это мой частный случай. В викке у многих есть по нескольку языческих имен. и получается следующее: одно имя светское которое дали родители. Одно имя для единомышленников (под ним колдуют в круге и т.п. ) и еще одно имя совсем супер тайное только для личных колдовских практик. Но мне кажется что все это слишком громоздко и пафосно — но видимо кому-то оно надо.
ParNada

В нашей традиции есть разница между языческим прозвищем, которое может использоваться публично, и магическим именем посвященного, которое может произноситься только в кругу. Мое прозвище – Гвиддон, а вот магическое имя знают лишь те ведьмы, которые стояли со мной в нашем кругу. Чаще всего в быту мы называем друг друга по гражданскому светскому имени – Паша, Саша, Маша. Прозвище удобно использовать в среде язычников, для того, чтобы не раскрывать свое гражданское имя. Многие из нас строят карьеры, работают в самых разных профессиях, в том числе на гос должностях, поэтому некоторые предпочитают не заявлять публично о своей религии. Прозвище обычно человек придумывает сам, лучше всего быть оригинальным, выбирать что-то не пафосное и вместе с тем, имеющее значения для человека, и легко произносимое!
Раньше я знаю, что многие просто использовали другое гражданское имя – в 17-м веке, например, ведьму по имени Мари в Англии нарекли Джанет. В наши дни использует имена из мифологии или названия животных, природных явлений.
Прозвище моей Верховной Жрицы – Моргана. Одна из членов ковена носит прозвище Яна, хотя у нее совсем другое гражданское имя. Гвиддон – так звали ведьм на староваллийском языке (произносится Гиифон), меня также привлекло сходство с именем князя Гвидона в сказке Пушкина.
Гвиддон Харвестон

Жречество. Что важнее для жреца: наличие посвящения, умение проводить ритуалы, знание мифологии или умение руководить единоверцами?

Всё вышеперечисленное является неотъемлемыми качествами жреца. Жрец это человек, которому община поручает приносить общественную жертву
Вадим Казаков

Жрец – это человек, который от имени занятого бытовыми делами общества уполномочен приносить общественные жертвы, совершать требы. Быть жрецом может тот, кому эту функцию общество доверяет в силу его просветлённости, пробуждённости, большей близости, по мнению общества, к богам и предкам.
Иггельд 

Неотъемлемой частью является знание народного обычая, умственная и духовная одарённость.
Для жреца важно наличие способностей для взаимодействия с иным миром, умение быть проводником — настроить людей на нужный лад, способность оказать им поддержку. Независимо от посвящения, человек не станет для большинства людей духовным вдохновителем, не обладая перечисленными качествами.
Белояр 

Жречество. В первую очередь сейчас — знание мифологии. И уж потом обряды. Руководить же общиной должен иной человек — верховода, старейшина или как иначе. Смешение социальных (верховода) и жреческих (жрец) функций не часто приводит к хорошему результату.
Ведослав 

Для жреца самое главное — уметь проводить ритуалы. Все что для этого нужно жрецу, также считаю необходимым (например провести обряд без знания мифологии достаточно сложно, а если жрец «воспитывается» намеренно, а не становится «сам собой», то и без посвящения, в процессе которого жрец проходит обучение).
Сигурд

Для жреца важнее всего чистота и верность пути, потому что через чистое и открытое сердце Боги говорят с нами и ведут нас. А если человека ведут Боги, то будет и посвящение, и техническое умение общаться с ними через ритуал, и умение организовывать группы и общества, и много чего еще. Свобода в служении. Biodh Se.
Александр МакГрегор

Знание мифологии и умение проводить обряды. Я думаю, что жрец должен помогать искателям и единоверцам на пути, а не управлять.
Linnen 

Т.к. в викке жрецами являются все то ничего не важно, кроме как умения общаться с богами. Однако если имеется в виду лидер какого-либо сообщества то я выделяю следующие важные критерии: в первую очередь организационные способности. Да я действительно считаю что для общины будет лучше если им будет руководить хороший организатор пусть и менее сильный (ведь на время ритуалов главной жрицей можно поставить и другого человека, а вот сделать так чтобы на этот ритуал все пришли и никто ничего не забыл — тут уже хороший орг незаменим). Умение проводить ритуалы тоже важно. Даже если орг не является самым  сильным в общине он должен периодически выступать в ритуалах в качестве главного персонажа и выступать хорошо — так сказать для поддержания боевого духа.
В остальном я впишу стандартные лидерские качества — умение находить общий язык, решать конфликты, умение понимать нужды своих единоверцев и обеспечивать их.
ParNada

Смотря какого жреца. В нашей традиции нет простых прихожан – мы все после посвящения становимся жрецами и жрицами и каждый член ковена должен быть готов в любое время выполнить любую часть ритуала. Все вышеперечисленное важно, но важнее всего – умение понимать собственную Волю, личное общение с Богами, умение как вести, так и поддерживать других в ведении работы ковена, а также, в определенный момент, умение передать традицию дальше. Жрец или жрица – это и утешитель, и психотерапевт, и плечо на котором можно поплакать, и веселый проказник, и мистик, и ведьма, и исследователь, немножко поэт и ремесленник, верный друг, пастух котов и кошек, наставник и самое важное – любящий человек – все в одном лице
Гвиддон Харвестон

1 004 просмотров

Отправить ответ

  Подписаться на уведомления  
Уведомлять о

18+

© paganka.blog - портал современных язычников России. Использование материалов paganka.blog возможно только с согласия правообладателей. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.    

Log in with your credentials

Forgot your details?